В данной статье хочу рассказать о составах для обработки шелка, которые используются для подготовки ткани перед изготовлением цветов.
Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.
Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.
1. Желатин.
Существует два способа обработки ткани желатином:
1) Две чайные ложки желатина высыпают в пустой чистый стакан и наливают немного кипяченой холодной воды; дают постоять часа два, пока он не разбухнет, а потом доливают стакан кипятком, все время помешивая.
Приготовленный материал кладут на тарелку или плоское блюдо и тампоном из кусочка марли или кисточкой смачивают его теплым желатином. Сушить ткань нужно так, чтобы она висела в один слой. Ни в коем случае не вешать ткань перегнув пополам, в данном случае ткань склеится и станет не пригодной для работы. Когда ткань совершенно просохнет, ее проглаживают не очень горячим утюгом. Не надо сильно желатинить материал, иначе он будет жестким, потеряет свою эластичность, цветы, сделанные из него, примут неживой вид.
2) Готовим раствор:
3 чайные ложки желатина залить в небольшой емкости 200 мл холодной воды и дать настояться этому раствору не менее 1 часа. Затем посуду с раствором необходимо поставить на водяную баню и, постоянно помешивая, нагреть до полного растворения комочков, но не доводить до кипения!
Раствор готов, можно желатинить ткань. Опустить кусочек ткани в горячий желатин и дать ткани полностью пропитаться. Затем вынуть ткань из раствора и не отжимать, а лишь пропустить ткань между большим и указательным пальцами, слегка нажимая на ткань и как бы снимая излишки желатина в кастрюльку. Теперь лоскуток ткани нужно аккуратно расправить и повесить над ванной на тонкую нитку или леску в один ряд, закрепив ткань булавками за края и дать высохнуть.
Важно: для разных тканей применяются разные пропорции желатина, выше приведена пропорция для натурального шелка (атлас, ситец, вискоза), важно помнить, что чем тоньше ткань (туаль, фуляр, шифон, батист), тем больше желатина для нее нужно, соответственно, чем она толще (бархат), тем меньше.
Качественно сделанная ткань должна шуршать.
Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.
Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.
Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.
Данный раствор обладает своими плюсами и минусами:
«+» - главный его плюс — в доступности. Желатин продается практически во всех продуктовых магазинах. Стоимость — 10-20 руб. Я бы советовала, если вы выбираете для себя этот способ, использовать желатин фирмы Dr.Oetker. Пакет разводится на 200 мл воды. Раствор получается чистый, без осадка.
«+» - раствор достаточно просто приготавливается. Цветы хорошо обрабатываются и держат форму (очень хорошо изготавливать хризантемы и астры из ткани, обработанной желатином).
«+» - ткань «хрустит».
«-» - изделие плохо устойчиво к влаге, по крайней мере, по сравнению с другими способами обработки, кроме крахмала.
«-» - обработанная желатином синтетика приобретает «дешевый» блеск.
Кое-где отмечается, что желатин придает желтизну белой ткани, судить об этом точно не могу, т.к. мой опыт работы именно с желатином достаточно мал и у меня пожелтение ткани не наблюдалось.
2. Крахмал.
Раствор из крахмала готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.
Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и толстой кистью (можно малярной) или губкой нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.
«+» - доступность и легкость приготовления.
«+» - не придает желтизну белым тканям.
«-» - изделие плохо устойчиво к влаге.
3. «Цветочный эликсир» Полины Кузнецовой.
С недавнего времени появился еще один способ обработки ткани, разработанный мастером Полиной Кузнецовой.
2 ст. л. клея ПВА, лучше всего фирмы «Henkel», «Kleo», «UHU», т.к. от качества клея зависит качество эликсира, + 200 мл воды. Залить в какой-нибудь посуде.
В другой посуде развести 1 ст.л. без горки обойного клея для бумажных обоев. Клей должен быть ТОЛЬКО импортного производства и обязательно для бумажных обоев. Лучше всего «Quelyd» или «Kleo», + 200 мл воды.
Оба эти состава надо тщательно перемешать и оставить на 40 минут. Через 40 минул соединить их вместе. Опять тщательно перемешать и оставить минимум на 5 часов, а лучше на ночь.
Как настоится, поставить на тихий огонь и варить непрерывно помешивая. Варить надо все время проверяя температуру пальцем. Как только станет слишком горячо, надо выключить, накрыть крышкой и оставить на 20 минут. Через 20 минут крышку открыть, состав процедить через двойной слой марли 2 раза и влить 50-70 мл водки. Все, раствор готов для использования.
Окунайте в него ткань и сушите.
Если после просушки ткань кажется вам слишком мягкой, то еще раз окуните в раствор и высушите.
После того, как ткань высохнет, обязательно прогладьте её очень горячим утюгом (атлас с изнаночной стороны) и сверните в рулон для хранения.
«+» - изделие более влагостойкое.
«+» - не дает желтизны белым тканям, как следствие может использоваться в свадебной флористике.
«+» - цветы хорошо обрабатываются и держат форму.
«+» - ткань после обработки приятная на ощупь, в связи с этим цветы не «хрустят» и не «шуршат», остаются мягкими.
«-» - сложность приготовления.
Иногда остается легкий белый налет, но после крашения он исчезает.
4. ПВС.
Тем, кто обрабатывает ткань самостоятельно, я рекомендую именно его.
ПВС — поливиниловый спирт марки 16/1 или 20/1 — именно этой марки спирт подходит для изготовления цветов, на английском языке Polyvinyl alcohol (PVOH, PVA, or PVAl).
Не знающий человек может спутать аббревиатуру, как например ПВА — поливинилацетат — клей белого цвета, который тоже некоторые используютя для обработки ткани и кожи, но это уже совсем другой вопрос :)
Поливиниловый спирт (ПВС) и поливинилацетат (ПВА) два разных вещества. ПВА является полупродуктом для получения ПВС... и свойствами они обладают разными.
И вот прошло уже полгода, как я использую ПВС… Работая и экспериментируя с ПВС, определила конкретную пропорцию для каждой ткани, будь то шелк, крепдешин, атлас и т.д. и т.п., которой пользуюсь — для одной ткани больше, для другой — меньше. А главное правило — необходимо точно соблюсти процесс приготовления раствора.
Раствор ПВС — 30 г вещества (белый порошок ПВС) залить 500 мл воды, дать чуть постоять набухнуть (15-20 мин)... затем на паровой бане, постоянно помешивая, довести раствор до прозрачного вязкого состояния... отфильтровать (мало ли какие примеси могут содержаться в данной расфасовке) и уже готовым раствором обработать ткань.
1 сл. ложка (30 г) на 500 мл — это основная моя концентрация, которой пользуюсь, если необходимо более жесткую ткань, то готовлю раствор 30 г на 250 мл воды, для толстых тканей и бархата, велюра менее концентрированный, т.е. 30 г на 750 мл воды.
«+» - этот способ обработки делает цветы наиболее влагоустойчивыми.
«+» - можно обрабатывать как натуральные, так и искусственные ткани, например, натуральные шелк и атлас, бархат и велюр на х/б основе, шерсть, трикотаж.
«+» - ткань после обработки цвет не меняет, без разводов, блеск не теряет и остается пластичной, не шуршит и очень приятная на ощупь.
«+» - цветы легко обрабатываются, принимая нужную форму.
«+» - цветок отлично держит форму.
«-» - малодоступность. В магазинах он не продается, можно заказывать только через интернет.
5. Клей Sfp-469 — состав для обработки ткани (производство Япония).
Попробую напишу, что это за зверь такой. Если кто-то пользовался, напишите, пожалуйста, в комментарии о вашем опыте.
«-» - малодоступность. Только через интернет.
И, конечно, есть готовые японские ткани, которые уже обработаны заводским составом. На сегодняшний день в работе я использую их.
С уважением,
Елена Курицына.