Кирзовые сапоги... Сколько шуток да прибауток было создано по поводу этой неказистой (с первого взгляда) обувки бойцов Красной Армии по время Великой Отечественной войны!
Но сегодня, помотрев беспристрастно на эту обувь в наше время, становится понятно — насколько удачная обувь была создана в то время, во время начала войны!
И вот о победоносной истории кирзовых сапог я и хотела бы рассказать в этой публикации.
Поселок Звездный Пермского края. Памятник «Солдатские сапоги»
Не удивляйтесь, но слово «кирза» произошло от английского слова kirsei (kersey) — от названия английской деревни. В этой деревне из шерсти этих овец делали плотную многослойную ткань. Слово «кирза» в основном ассоциируется с обувью, поскольку именно плотная многослойная ткань «кирза» обрабатывается специальным составом, делающим ткань непромокаемой и износостойкой.
Итак.
Первые опыты по изготовлению кирзы в Санкт-Петербурге в 1903 году начал проводить изобретатель Михаил Поморцев. В 1904 году он получил водонепроницаемый брезент, пропитанный смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Он не пропускал воду и обладал свойствами, практически идентичными коже.
Впервые кирзу применили во время Русско-японской войны в качестве материала чехлов для артиллерийских орудий. Этот материал в ходе войны показал свою надёжность, однако изготовление сапог из него наладить тогда не успели.
Технологию в 30-е годы усовершенствовали советские химики Борис Бызов и Сергей Лебедев. Они стали применять в качестве пропитки ткани искусственный каучук. Благодаря этому материал стал более устойчивым к внешним воздействиям.
В начале Великой Отечественной войны интендантские службы РККА столкнулись с проблемой, во что обувать миллионы бойцов? Массовая армия военного времени требовала огромных материальных ресурсов и материальных средств, но ни армейских башмаков с обмотками, ни сапог для рядового состава (на сотни тысяч добровольцев и призванных) катастрофически не хватало.
И дело не в том, что наркомат легкой промышленности не мог пошить сапоги — их просто не из чего было тачать, дело дошло до того, что советское правительство выпустило даже закрытое распоряжение о начале производства для Красной армии лаптей!
Натурального сырья на пошив сапог в это время хватило только на то, чтобы обуть несколько десятков дивизий.
И тут на помощь Красной Армии пришел химик Иван Васильевич Плотников, которого в августе 1941г. забрали в московское ополчение, но через две недели по распоряжению Совета народных комиссаров (СНК) многих научных работников вернули в тыл, так как он перед войной занимался вопросами разработки искусственный кожзаменителей. Плотникова назначили и. о. директора и главным инженером завода «Кожимит», перед ним была поставлена задача: в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя — «кирзы».
И уже к ноябрю 1941г. было налажено массовое производство кирзы. За столь важное изобретение 10 апреля 1942 года постановлением СНК СССР И.В.Плотникова с группой коллег наградили Сталинской премией второй степени в 100 тысяч рублей, изобретатель кирзы оказался в одном ряду с награжденными этим же постановлением, изобретателем «катюши» А. Г. Костиковым, и конструкторами прославленных советских самолетов С. В. Ильюшиным и А. С. Яковлевым, столь важным оказалось изобретение массовой солдатской обуви и это действительно так.
К концу войны Красная армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь. До настоящего времени кирзу выпускают по «рецептам», разработанным И. В. Плотниковым во время войны. Специалисты считают, что за всю историю «кирзачей» произведено более 150 миллионов пар.
Кирзовые сапоги до самого последнего времени оставались основной обувью советского и российского солдата удобство этой обуви, в ее ношении на ноге вкупе с портянкой, так как она быстрее сохнет, ее проще изготовить из подручных кусков материи, портянка меньше носка изнашивается (так как можно менять местами более изношенные участки с менее изношенными). Но и самое главное портянка позволяет плотно посадить на ногу обувь бо́льшего размера.
Все перечисленные достоинства при ношении сапог с портянками способствовали сохранению здоровья кожи стопы ноги солдата.
А вот опыт американской армии, обутой в красивые армейские кожаные сапоги.
Во что американской армии обошлись ботинки в декабре 1944 — январе 1945 хорошо описано в книге воспоминаний американского генерала О. Бредли «История солдата»:
«В довершение всего — как будто одних только боевых потерь было недостаточно, — около 12 тыс. человек заболели ревматизмом ног и также вышли из строя. Хотя больные ревматизмом относились к категории не боевых потерь, тем не менее ревматизм причинил нам тяжелый урон на фронте, где каждый вышедший из строя солдат ослаблял мощь нашего наступления. Заболевания ревматизмом ног были вызваны постоянной их сыростью... Он приводил к стойким повреждениям периферических сосудов нижних конечностей. Из 12 тыс. заболевших ревматизмом и эвакуированных в тыл солдат большая часть, по заключению врачей, оказалась навсегда непригодной к строевой службе. Многие остались инвалидами на всю жизнь. К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию, отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы... Ботинки, считай за месяц уничтожили целую американскую дивизию. Ни Вермахт, ни Красная Армия этой напасти не знали.»
Да, кирзовые сапоги неказисты и не обладают таким лоском, как кавалеристские сапоги из кожи или американские ботинки.
Зато в кирзаках наши деды и прадеды дошли до Берлина!
Вся информация и фотографии взяты из открытых источников на просторах Интернета.